ПОКОЛЕНИЯ ГБО По принципу работы, применяемые в настоящее время газовые системы, можно разделить на четыре поколения: I, II поколение Механические системы с вакуумным управлением, которые устанавливают на бензиновые карбюраторные автомобили. III поколение Механические системы, дополненные электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработавших газов. IV поколение Системы, обеспечивающие распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа. Чтобы избежать путаницы, удобнее применять наименования газобаллонных систем по аналогии с бензиновой топливной системой. "Газовый карбюратор" - соответствует первому поколению ГБО "Лямбда-контроль система (ЛКС)" - соответствует второму поколению ГБО. "Газовый инжектор", он же "газовый впрыск" - соответствует четвертому поколению ГБО Преимущества IV поколения Системы первого и второго поколений имеют ряд недостатков, и не отвечают действующим в настоящее время стандартам ЕЭК ООН. Токсичность отработавших газов (ОГ) автомобилей, оснащенных такими системами, как правило, находится на уровне норм ЕВРО-1, которые действовали в Европе до 1996 года, и лишь в отдельных случаях приближаются к нормам ЕВРО-2. В связи с этим производители газового оборудования разработали системы третьего и четвертого поколений, которые находят все большее распространение. Системы с распределенным впрыском газа конструктивно сложнее, а значит дороже. Вместе с этим, по сравнению с механическими системами они имеют ряд преимуществ: точное дозирование подачи газа; меньший расход топлива; снижение мощности двигателя только на 2-3% (у систем 1-2 поколений — 5-7%); снижение токсичности отработавших газов до норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4; отсутствие режимов обеднения смеси, которые приводят к резкому повышению температуры впускных и выпускных клапанов и выходу их из строя; исключение «хлопков» — эффект возникающий при воспламенении топливной смеси во впускном коллекторе, разрушающий датчики массового расхода воздуха, корпуса воздушных фильтров и другие элементы. Поэтому в Европе, особенно в последние годы, на серийные легковые автомобили, например Renault (см. рис.1) и Volvo устанавливают исключительно системы 4 поколения. Более того, большинство современных автомобилей, особенно с системой бортовой самодиагностики (OBD), могут быть оснащены только системами 4 поколения.
|